Мой проект

 

Краткое описание  проекта

 

Сомовой Тамары Вениаминовны,

воспитателя  муниципального дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 21 «Сказочный теремок» комбинированного вида

город Новотроицк Оренбургская  область»                                     

 

г. Новотроицк

2008 г.

Краткое описание проекта.

Тема: Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.

Автор: Сомова Тамара Вениаминовна, воспитатель МДОУ №21 г. Новотроицка.

Актуальность.  Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Цель работы:

                   организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное   развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;

 приобщение детей и родителей  к физической культуре и здоровому образу жизни.

       Задачи:

Оздоровительные задачи:

·  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;  

·    совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, йоги, закаливания;

·   формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

·    формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

·  создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

·  выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

·  воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

·   расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отноше­ние к культуре родной страны, создание  положительной  основы  для воспитания патриотических чувств.

·  воспитание  физических качеств,  необходимых для полноценного  развития личности.

Ожидаемый результат:

·  Снижение уровня заболеваемости.

·  Повышение уровня физической подготовленности.

·     Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

·      Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Идея проекта. Использование наиболее эффективных оздоровительных практик (народные подвижные игры, дыхательная гимнастика, йога, массаж, оздоровительная аэробика, коррекционная гимнастика) в игровой форме и с использованием русского фольклора в  системе  воспитательно-оздоровительной  работы.

Замысел проекта. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения,  как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, оздоровительной аэробике, йогу в игровой форме, фольклор при проведении игрового массажа, закаливающих процедур, в  утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности. (См. Оздоровительные практики, цель, методические  рекомендации)

Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться   при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению   с использованием народных игр,  инновационных   здоровьесберегающих технологий.

Предмет: Совокупность методов и приемов, средств  для развития физических качеств и оздоровления детей дошкольного возраста.

Объект:  Физическое  воспитание  детей  дошкольного  возраста.

Диагностический инструментарий: анкеты, тесты. (См. Тесты)

Критерии оценки ожидаемых результатов: мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств, дыхательной системы, индекса здоровья  и  др.)

База исследования: МДОУ № 21 «Сказочный теремок», группа №5 .

Этапы реализации проекта:

I этап – Организационный       2 младшая группа       (2004-2005 учебный год).

II этап – Диагностический       средняя группа             (2005-2006 учебный год).

III этап – Практический            старшая группа             (2006-2007 учебный год).

IV этап – Обобщающий – подготовительная группа  (2007-2008 учебный год).

Участники проекта: дети, воспитатель по физической культуре, инструктор бассейна, врач-педиатр, медицинские работники дошкольных групп, медсестра бассейна, медсестра   кабинета  долечивания, квалифицированные воспитатели дошкольных групп, методист ДОУ, заведующая ДОУ,  родители.

Научная основа.  В  проекте использованы  идеи Змановского Ю Ф., Алямовской  Н. Н.,  Казаковцевой Т. о воспитании здорового ребенка. Концепция проекта основана на междисциплинарном научно-практическом направлении В. Т. Кудрявцева - развивающей педагогике  оздоровления. Основные черты данного направления:

·                     представления о здоровом ребенке, как идеальном  эталоне  и практически достижимой  норме  детского развития;

·                     здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

·                     оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

·                     работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;

·                     ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой, а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала. На основе диагностических данных была составлена комплексная система физического  воспитания и оздоровления  детей по всем  возрастным группам.

Сущность проекта. Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя семь взаимосвязанных блоков.

Блок I. Условия.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:

1. Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого

oОбеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;

oСпособствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной  активности  и  координации движений;

oПовышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;

oПоложительно влияет на психоэмоциональную сферу.

Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание мы уделили размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь помещения; дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами.

Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины, шнуры и дуги для подлезания; дорожка – «следы»; бруски; мягкие мячи; тренажеры для профилактики плоскостопия, массажеры, «сухой дождь», передвижная волейбольная сетка.

2. Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, мы пересмотрели содержание центра двигательной активности в каждой группе. Разработали рекомендации по содержанию двигательных центров в соответствии  с возрастными и поло-ролевыми особенностями детей, чтобы они стали основой для их самостоятельной двигательной деятельности.

3. Плавательный бассейн. Плавание содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Эти занятия в большей мере имеют оздоровительную направленность и акцентируются на индивидуальном подходе к каждому ребенку; целью занятий в бассейне для детей старшего дошкольного возраста является обучение плаванию, закаливание и укрепление организма. К концу старшей группы дети осваивают правильное положение тела в воде, владеют основными элементами плавания, ныряют, доставая игрушки со дна бассейна. В подготовительной группе отрабатывается координация движений при плавании облегченными способами  на спине и на груди с задержкой дыхания. Начала работать группа раннего плавания (дети от года  до трех лет). 

 4. На участке детского сада оборудована физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, несколькими беговыми дорожками  длиной  30  и  60 метров.

5. В ДОУ имеется физиотерапевтический кабинет со следующими аппаратами: УВЧ, тубусный  кварц, ингаляторы, УФО (общее и миндалин), лампа Чижевского (ионизация воздуха), кварцевые банки, облучатель бактерицидный, аппарат для приготовления кислородного коктейля; действуют соляная комната, массажный кабинет.  Итак, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.

 

Блок II. Диагностика

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляется индивидуальная карта. Обработка данных позволила выделить три группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.  Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2.   Необходимо сочетание двигательной активности  с  закаливающими  процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики,  игрового массажа,  гимнастики для глаз,  упражнений  йоги.)

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, плавание, оздоровительная аэробика).

Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям. В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. (Приложение 1)

Блок III. Развитие движений

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. (См. Двигательный режим в детском саду) Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое  внимание  – 30 - 40 минут  коррекционной  работе.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

·  оздоровительный (дозированный)  бег;

·  дыхательная  гимнастика и игры;

·  упражнения на коррекцию осанки и стопы  и  народные подвижные игры;

·  гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

·  оздоровительная  аэробика  и упражнения йоги;

·  гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна (фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе, в бассейне). Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы: 

·  оздоровительная аэробика, массаж  и  самомассаж,

·  дыхательные упражнения,  йога  и  восточная   гимнастика,

·  упражнения на коррекцию осанки и стопы,

· 

Календарь время.
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!